Присяжные сочли недоказанной вину всех подсудимых - как бывшего сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова, обвиняемого в организации убийства журналистки, так и братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, обвиняемых в непосредственной причастности к убийству. Оправдан и экс-сотрудник ФСБ Павел Рягузов.
Представитель потерпевших Карина Москаленко призвала уважать вердикт присяжных, однако выразила свое недовольство проведенным следствием. "Нам нужен настоящий убийца, и мы этого добьемся", - сказала она в эфире "Эхо Москвы".
- Главред "Новой газеты": основное расследование впереди
- Следствие застопорилось, как только стала очевидна причастность спецслужб к убийству
- Генпрокуратура будет обжаловать приговор
- Скандалы в ходе дела: пропадающие вещдоки и неожиданные признания подсудимых
Председательствующий на процессе судья Евгений Зубов поблагодарил присяжных за их работу. После чего они покинули зал судебного заседания. Затем судья ненадолго удалился для принятия решения об изменении подсудимым меры пресечения, после чего решил: четверо обвиняемых должны быть освобождены из-под стражи. Зубов также постановил обязать подсудимых явиться на судебное заседание 20 февраля для обсуждения последствий вердикта присяжных.
В вердикте присяжные сочли недоказанным обвинение Ибрагима и Джабраила Махмудовых в причастности к убийству, а Сергея Хаджикурбанова - в его организации и в том, что он якобы приобрел пистолет, хранил его и передал непосредственному убийце. Также присяжные сочли недоказанной вину Хаджикурбанова и Павла Рягузова по эпизоду о превышении должностных полномочий и вымогательстве.
Один из оправданных, Джабраил Махмудов, пожелал расследовавшему дело следователю Петросу Гарибяну найти настоящих преступников. "Для меня очень важно узнать, кто совершил убийство", - сказал Махмудов.
Он подчеркнул, что надеялся на оправдательное решение присяжных. "Мы знаем, что, скорее всего, его (вердикт) будут обжаловать, но все видели, что у них нет никаких доказательств", - сказал оправданный. "Я не собираюсь бегать и скрываться от следствия, и я собираюсь предупредить об этом следователя Гарибяна", - добавил он.
На вынесение вердикта присяжным понадобилось около 2 часов - это значит, что их мнение о невиновности подсудимых было единодушным. Напомним, присяжным предстояло ответить на 20 вопросов. 7 из них касаются эпизода превышения должностных полномочий и вымогательства, 13 относятся непосредственно к убийству.
Адвокат обвиняемых Мурад Мусаев заявил, что все его подопечные будут через суд требовать компенсацию за уголовное преследование.
"Такой иск обязательно будет заявлен, потому что этих ребят долго держали за решеткой, ни за что - ни про что истязали", - сказал Мусаев. Оправдательный вердикт он назвал "торжеством справедливости", однако отметил, что велика вероятность того, что он будет отменен в кассационных инстанциях.
"Этот вердикт - в российском суде. Это значит, велика вероятность, что он будет отменен в кассационной инстанции. Мы надеемся, что этого не случится, но уже готовимся к повторному слушанию", - сказал Мусаев.
Со своей стороны адвокат другого фигуранта уголовного дела, бывшего подполковника ФСБ Павла Рягузова, Валерий Черников сказал, что его подзащитный также не останется безучастным к иску о компенсации. "Были затронуты честь и деловая репутация Рягузова", - пояснил адвокат.
Психологический аспект: как прошло освобождение
Когда конвойная служба освободила подсудимых, первым делом братья Махмудовы бросились к своей матери, а затем и к отцу. Напомним, отец - - Руслан Махмудов - на прошлой неделе был госпитализирован в больницу с инфарктом. Несмотря на то, что Р.Махмудову был предписан больничный режим, он все же приехал в суд в четверг, отпросившись у врача. Адвокат Мурад Мусаев отметил в интервью "Эхо Москвы", что ему четыре дня назад сделали операцию - аорта-коронарное шунтирование.
Выходя из здания суда, Ибрагим и Джабраил Махмудовы сказали журналистам, что сейчас чувствуют свободу. "Мы рады, и спасибо всем за поддержку", - сказал Ибрагим Махмудов и добавил, что первым делом пойдет молиться.
Что касается коллегии присяжных, то после оглашения оправдательного вердикта судья Евгений Зубов поблагодарил их, и затем присяжные начали покидать зал суда под аплодисменты подсудимых, их родных и близких. "Браво! Спасибо!", - кричали подсудимые.
Коллегия провела в совещательной комнате менее трех часов, что изначально говорило о единодушном мнении присяжных относительно невиновности подсудимых.
Главред "Новой газеты": главное расследование впереди
Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов заявил, что дело об убийстве Анны Политковской после оправдательного вердикта присяжных в МОВС трем обвиняемым не заканчивается.
"Еще раньше я согласился бы с любым решением присяжных, потому что с самого начала они зарекомендовали себя очень грамотными, серьезными людьми", - сказал Муратов, которого цитирует "Интерфакс".
"Хочу отметить, что на этом ничего не заканчивается, и главное расследование впереди", - подчеркнул главред "Новой газеты", комментируя вердикт.
В свою очередь, правозащитники пеняют органам за недостатки в работе. "Сейчас мы имеем дело с ситуацией, когда после долгого следствия и судебного процесса никто из причастных к этому убийству не несет наказание. Это абсолютно неприемлемо. Мы говорим об абсолютном отсутствии правосудия по делу, которое потрясло мир", - заявила заместитель главы московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина.
"С момента убийства Политковской прошло более двух лет. Семье погибшей, ее друзьям и коллегам было многократно обещано эффективное расследование. В последнее время уже было понятно, что ничего подобного не произошло, и в зале суда в любом случае не находились ни исполнитель убийства, ни те, кто преступление заказал", - сказала она.
"Я не знаю, виновны ли те, кого сегодня оправдал суд присяжных, или они не виновны. Но очевидно одно - следствие не доказало их вину", - сказал, в свою очередь, "Интерфаксу" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.
"Общество должно принять вердикт присяжных. Сейчас у нас это самая справедливая форма правосудия", - считает Пономарев.
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов также заявил о некачественном расследовании преступления. "Это уровень следствия, которое ведется по поводу убийств журналистов... Следствие признано несостоятельным, решения в результате не принято", - сказал Богданов, слова которого приводит РИА "Новости".
"Весь мир ждет, весь земной шар ждет, чем закончится это следствие, как государство отреагирует, а в результате, извините меня, пшик. Я очень переживаю по этому поводу", - отметил он.
"Я жажду справедливости и переживаю, что мое государство выглядит таким образом в глазах мирового сообщества, что нет расследований, нет правовой защиты и такое отношение к моей журналистской профессии", - добавил Богданов.
Генпрокуратура будет обжаловать приговор
Генпрокуратура РФ обжалует оправдательный приговор по делу об убийстве журналистки Анны Политковской, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на гособвинителя Юлию Сафину. "Естественно, мы обратимся в кассационную инстанцию с жалобой в связи с нарушениями, допущенными в ходе разбирательства", - сказала обвинитель после оглашения вердикта присяжных.
По словам Сафиной, сторона обвинения практически на каждом заседании поднимала вопросы о нарушении закона в ходе слушаний. "Однако надо дождаться еще приговора, получить его копию и копию протоколов судебных заседаний, а уже потом принимать решения", - сказала она. Согласно УПК, приговор может быть обжалован в десятидневный срок после его оглашения.
Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице, где она снимала квартиру. Обвинение в убийстве журналистки предъявлено троим фигурантам: Сергею Хаджикурбанову и братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Еще одному фигуранту, бывшему подполковнику ФСБ Павлу Рягузову, предъявлено обвинение в совершении ранее совместно с Хаджикурбановым преступлений, предусмотренных ст. 286 ("Превышение должностных полномочий") и 163 УК РФ ("Вымогательство").